Четверг, 22.02.2018, 07:57
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка » Мероприятия

Экология для детей

    "ЭКОЛОГИЯ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ"

 Мицукова Л.П. воспитатель СП "Детский сад  №1"

      Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая  исследует, каким образом растения,  животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей  их природе и как они на неё влияют. Наука эта зовется экология. Её название произошло от древнего греческого слова "ойкос", что означает "дом". Ведь природа – это общий дом и для растений, и для животных, и для людей.

     Это наука не только помогает  нам понять природу, но и учит, как её сберечь. Ведь для тебя, наш дорогой читатель, не секрет, что каждый год гибнут сотни тысячи растений, животных и птиц из-за того, что окружающая нас природа меняется и приспособиться к ней все труднее и труднее.

     Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети так любят  играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года  - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравниться с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств  природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.  У него формируются  конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети  познают в процессе наблюдений.  Это дает возможность педагогу развить у воспитанников логическое мышление.

     Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческий характер. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

    Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю и родителям организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

    Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

     На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый  и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога и родителей, их умение создавать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого ребенка при знакомстве с природой.  

     Влияние природы на развитие личности  ребенка связано с формированием у него определенных знаний о её объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знаний об её объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

     С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

     Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это – живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

     Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако  бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд  в природе является проявлением активной заботы о ней.

    Отсюда вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.  Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе.  Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

     Третья задача – формирование  у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.  Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е. воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

     Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту  природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические чувства природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

     Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.п.) в их взаимосвязи.

назад

Категория: Мероприятия | Добавил: admin (11.12.2014)
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: